Идиотия

Что такое идиотия

Идиотия – врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3 лет) состояние общего недоразвития психики с выраженным отсутствием интеллектуальных способностей.

Идиотизм крайняя степень умственной отсталости. Интеллектуальный IQ детей с идиотизмом меньше 20. Мышление, речь, память практически неразвиты. Эмоции очень примитивны. Часто выявляются аутоагрессия (агрессия против себя) и немотивированная агрессия. Дети не могут учиться, играть. У них нет навыков самообслуживания. Идиотия обычно сочетается с нарушением развития органов чувств, внутренних органов, физическими уродствами, пороками развития. Идиотизм - повод признать больных детей инвалидами с младенчества и поместить их в интернаты.

Умственная отсталость может быть вызвана различными этиологическими и патогенетическими факторами, действующими во время внутриутробного развития, родов или в первые годы жизни. В большинстве случаев умственная отсталость это не болезненный процесс, а патологическое состояние, результат повреждения, которое когда-то случилось и не имеет тенденции к прогрессированию.

В течение долгого времени общепринятым термином для состояний умственной отсталости был термин «олигофрения» (от греческого Oligos маленькая причина, т. е. слабоумие), который был предложен Э. Крепелином (1915) для различения деменции, дифференцированной от приобретенного слабоумия.

Разновидности идиотии

Амавротическая идиотия

Это один из самых сложных вариантов при таком непростом диагнозе. У пациентов с амавротическим идиотизмом патология с возрастом прогрессирует. Вскоре начинается деградация интеллекта, которая за короткое время достигает уровня полного идиотизма с отсутствием реакции на какие-либо внешние раздражители. Уровень зрения пациента снижается, что приводит к полной слепоте. Для страдающих данной патологией врачи выделяют особое строение глазного дна.

В настоящее время точные причины заболевания не установлены. Наблюдения пациентов предполагают наследственную предрасположенность; патология часто наблюдается в родственных браках. При рождении ребенок страдает гидроцефалией, судорогами и параличом. Продолжительность жизни не превышает нескольких месяцев.

Дебильность

Одна из степеней умственной отсталости. Эта патология может быть врожденной или приобретенной. Среди причин, приводящих к слабости, врачи отмечают следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность, в том числе генеративно-клеточная патология родителей пациента, в этом случае может развиться болезнь Дауна, истинная микроцефалия и другие подобные патологии;
  • инфицирование эмбриона или плода во время внутриутробного развития, когда мать переносит такие заболевания, как краснуха, сифилис, токсоплазмоз и другие инфекции, вызываемые вирусами в этот период;
  • вредные факторы, которым ребенок должен был подвергнуться в первые три года жизни, в том числе травма головы, конфликт между резус-фактором матери и плода, родовая травма и многое другое.

Такие пациенты могут при надлежащей подготовке позаботиться о себе и получить образование во вспомогательных школах. Некоторые пациенты частично одарены. Например, с низкой общей умственной продуктивностью они могут хорошо выполнять арифметические операции в уме. Больные могут быть апатичными или, наоборот, иметь повышенный уровень возбудимости.

Имбецильность

Средняя степень умственной отсталости называется имбецильностью. Заболевание может быть врожденным или проявляться в первые месяцы жизни. Причинами развития недуга могут стать травмы головы или некоторые вирусные инфекции.

Имбецилы, в отличие от идиотов, не в состоянии полноценно обслуживать себя, но могут самостоятельно выполнять простые механические действия. Например, они не могут позаботиться о собственной гигиене. Они учатся простым навыкам чтения. Как правило, такие пациенты не умеют осваивать счет и выполнять простейшие математические операции. При этом такие больные проявляют высокую степень привязанности к своим близким, понимают семейные чувства и могут найти друзей в кругу одних и тех же пациентов. Но их отличает полная безынициативность. Они нуждаются в постоянной заботе, к самостоятельным действиям не способны.

Идиотизм самая тяжелая степень умственной отсталости. При этом варианте заболевания мышление и речь практически полностью отсутствуют. На эмоциональном уровне пациенты способны продемонстрировать наличие удовольствия или неудовольствия только на самом примитивном уровне. Такие пациенты не могут отличить родственников от посторонних. Они могут издавать только отдельные, несвязанные и бессознательные звуки.

Семейная амавротическая идиотия

Сложная и тяжелая форма умственной отсталости. В основе патологии лежит генетическое нарушение липидного обмена. Первые проявления диагноза чаще всего встречаются между тремя и шестью месяцами. Изменения проявляются в дегенеративных процессах сетчатки глаза, приводя к полной слепоте, прогрессирующей мышечной слабости и полной умственной отсталости.

В медицинской практике выделяют четыре варианта патологии:

  • Ранняя форма болезни Тея-Сакса, дети с этим диагнозом умирают в возрасте трех лет и младше из-за повышенной кахексии.
  • Поздняя форма, называемая болезнью Большовского-Яски, проявляется симптомами у детей в возрасте 2-4 лет. Дети умирают в возрасте 5-7 лет.
  • Ювенильный вариант, болезнь Шпильмайера-Фогта-Баттена, начинает проявляться в возрасте от 5 до 15 лет. Пациенты страдают параличом, судорогами, прогрессирует слабоумие. Максимальная продолжительность жизни в большинстве случаев достигает 20 лет.
  • В зрелом возрасте возможно начало развития болезни Куфа. Симптомы схожи со всеми видами данной патологии. Зрение в этом случае постепенно снижается, развиваются параличи и эпилепсия, наблюдается выраженная пигментация глазного дна.

Независимо от формы заболевания, лекарства от идиотии на данный момент нет. Чтобы облегчить страдания пациента, используется только поддерживающая терапия.

Тяжелая идиотия

Пациенты с легкой и средней степенью тяжести способны выучить самые простые действия. Иногда они умеют узнавать людей, которые постоянно с ними общаются, различать горячее и холодное. С постоянной практикой они могут выучить некоторые слова, даже если обычно не понимают их значения и не могут применить в жизни.

Тяжелый идиотизм наиболее запущенный вариант олигофренического идиотизма. Пациенты, страдающие этим диагнозом, могут вести только вегетативный образ жизни. Они не реагируют на окружающую действительность. Может издавать только отдельные бессознательные звуки. Эти пациенты нуждаются в постоянном уходе. Уровень развития соответствует новорожденным.

Недостаток диагностики в том, что разницу в оценках понимают только врачи или люди, которые много времени проводят с пациентом. Фактически, все три стадии практически неотличимы друг от друга.

Олигофрения

Идиотизм, как наиболее тяжелая степень умственной отсталости, свидетельствует о полной неспособности пациентов совершать сознательные действия. Пациенты не проявляют привязанности к семье и друзьям. Они не могут отличить посторонних от родственников.

Симптомы идиотии

Проявления патологии начинают быть заметными уже в первой половине жизни ребенка. Первые признаки идиотизма это отсутствие или слабость реакций на окружение, отсутствие дифференциальной улыбки, комплекс ревитализации при приближении родственников. Отмечается неумение отличить близких от посторонних, отсутствие реакции на мать, интереса к игрушкам, отмечается невыразительная мимическая активность. Ребенок поздно проявляет улыбку, у него отсутствует манипулятивная активность и первоначальное понимание обращенной речи. Степень задержки моторного развития со временем начинает проявляться все отчетливее.

В пожилом возрасте основными клиническими проявлениями болезни являются отсутствие речи и недоразвитие других психических функций. С пациентами сложно выйти на связь, так как они не воспринимают обращенную к ним речь, реакция на окружение либо вообще не проявляется, либо носит извращенный и неадекватный характер. Внимание неустойчиво или полностью отсутствует. У таких пациентов полностью недоразвиты двигательные и статические функции; они не могут обслуживать себя сами, и у них нет даже простейших навыков самообслуживания, поэтому они нуждаются в постоянном присмотре и заботе.

Больным доступны только самые элементарные психические реакции, а их психическая жизнь находится на уровне безусловного рефлекса. Основные психические функции либо полностью отсутствуют, либо недоразвиты. Эмоции не дифференцированы и представлены только двумя противоположными реакциями: удовольствием и недовольством. Больные жадны, бросают в рот абсолютно все: съедобное или несъедобное.

Выделяют две основные клинические формы идиотизма: онемение и раздражительность. В первом варианте больные предоставлены сами себе и остаются неподвижными. Когда они возбудимы, они находятся в состоянии постоянного неопределенного и часто стереотипного психомоторного возбуждения (хлопают в ладоши, машут и делают другие движения).

Часто тяжелая форма умственной отсталости сочетается с отклонениями и дефектами физического развития. Они могут быть представлены различными дисплазиями: 

  • пороками развития верхних и нижних конечностей, шести пальцев или сращением пальцев, врожденными контрактурами суставов, грыжами позвоночника и головного мозга; 
  • диастемы, недоразвитие или дефекты наружного уха также довольно распространены. 

Часто обнаруживаются пороки развития внутренних органов: врожденные пороки сердца, дисгенезия желудочно-кишечного тракта, пороки развития мочеполовой системы.

Виды умственной отсталости

Умственная отсталость это медицинский термин, который имеет более широкий охват, чем идиотия. В данном случае он означает не только задержку психоэмоционального развития, вызванную органическими патологиями. Сюда входят те варианты, при которых ребенок «отсталый» в социальном и педагогическом аспектах.

Психиатры утверждают, что олигофрен это конкретный человек, неспособный самостоятельно адаптироваться к окружающей среде.

У детей бывает два типа умственной отсталости:

  • врожденная;
  • приобретенная.

Врожденная умственная отсталость - это вид патологии, который наблюдается у новорожденных. Этот психический дефект не поддается исправлению, интеллектуальное развитие не возвращается в норму. Даже взрослый остается интеллектуально таким же, как прежде. Психиатры говорят об олигофрении как о непрогрессирующем процессе.

То есть приобретенная умственная отсталость - это вид задержки, при которой снижение интеллекта соответствует определенному периоду жизни человека. Для этого вида патологии характерно так называемое прогрессирующее течение с постепенным развитием и усилением симптомов.

Причины умственной отсталости

Интеллект это очень тонкая умственная функция, требующая тренировки. Различные факторы могут нарушить формирование высших функций мозга и, таким образом, запустить механизмы и звенья в патогенезе интеллектуальных расстройств. Эти патогенетические механизмы можно разделить на две группы.

Эндогенные причины:

  • изменения наследственных структур (мутации). Существуют генетические мутации (изменения внутренней структуры генов) и хромосомные мутации (изменения структуры хромосом). Эти изменения включают транслокации (обмен сегментами между хромосомами), делеции (разрыв хромосом с потерей некоторых из них), дупликации (удвоение участка хромосомы) и инверсию (два разрыва хромосомы с поворотом участка между ними на 180 градусов). Также влияют: работа нейронов, эндокринные заболевания и нарушения обмена веществ (например, сахарный диабет у матери или фенилкетонурия);
  • внутриутробные инфекции (как вирусные, так и бактериальные);
  • химические риски (включая употребление медикаментов без назначения врача);
  • физические факторы (ионизирующее излучение и др).

Внешние причины:

  • патология беременности и родов (в том числе гипоксическое поражение плода из-за агрессивной акушерской тактики);
  • нарушение ранней привязанности к родителям и необразованность.

Чем раньше и сильнее будут затронуты упомянутые выше патогенетические факторы, тем больше будет нарушено развитие мозга и тем серьезнее будет степень идиотизма.

Диагностика

Легкое заболевание в раннем детстве выявить сложно. Диагноз устанавливается при наблюдении за ребенком с подозрением на олигофрению.

При осмотре врач учитывает данные:

  • Задержки в развитии.
  • Интервью с родственниками и пациентом, в ходе которых раскрываются все специфические проявления болезни.
  • Психологические тесты, анкеты, анализ толкования поговорок, пословиц, изображений и рисунков.
  • Обследование завершается генетическими методами, магнитно-резонансной томографией, компьютерной томографией, энцефалограммой.

Дифференциальный диагноз необходим, чтобы исключить шизофрению. 

Рекомендации родителям

Мамы и папы особых детей могут получить следующие советы:

  • Конечно, услышать такой диагноз для вашего ребенка страшный удар, вызывающий негативные мысли. Возникает чувство вины, обиды на судьбу, гнев, отчаяние, меланхолию. Но с этим фактом все же нужно смириться, и общение с другими родителями, у которых есть похожая проблема, может стать хорошей поддержкой. Также неплохо было бы обратиться к психологу. Необходимо четко делиться своими навыками с тем, что невозможно сделать, и, не сдаваясь, искать методы и средства решения проблем. Проконсультируйтесь со специалистами. Также желательно собрать как можно больше информации из серьезных источников о задержке умственного развития, о том, как и чем вы можете помочь ребенку, что именно нужно делать, куда идти. Бесценен опыт семей с ребенком-олигофреном, общения с ними. Откройте для себя и используйте государственные и общественные услуги для семей с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями.
  • Не думайте об ограничениях, а о способностях вашего ребенка, о том, что он может и что ему нужно для получения удовольствия. В ваших силах помочь ему стать независимым и как можно больше общаться.
  • Никогда не изолируйте своего ребенка от других людей, детей или взрослых.
  • Несмотря на то, что уровень развития вашего ребенка на определенных этапах ниже, чем у сверстников, общаться с ним нужно не как с ребенком, а по возрасту.
  • Развитие и тренинги должны проводиться регулярно. Цель обучения - социальная адаптация, т.е. ребенок должен овладеть языком, письмом и повседневной самостоятельностью.
  • Не ждите от всех ваших усилий чего-то особенного, какого-то сверхдостижения, радуйтесь малейшему прогрессу. Но и на этом не стоит останавливаться. Даже если вы понимаете своего ребенка отдельными словами, этого недостаточно для общения с другими людьми и социальной адаптации. 

Чтобы снизить вероятность рождения умственно отсталого ребенка, беременная женщина должна помнить:

  • Запрещено пить, курить и принимать наркотики;
  • Необходимо принимать фолиевую кислоту;
  • Вам следует регулярно посещать врача;
  • Придерживайтесь диеты, содержащей фрукты и овощи, цельнозерновые продукты и продукты с низким содержанием насыщенных жиров.

После рождения ребенка:

  • обследование ребенка - это выявит заболевания, которые могут вызвать умственную отсталость;
  • регулярно посещать педиатра;
  • получить все назначенные прививки по графику;
  • разрешать ему ездить на велосипеде только в шлеме и в автомобиле до необходимого возраста, брать его только в автокресле;
  • исключить контакт ребенка с бытовой химией и красками на свинцовой основе.

Методы лечения

Медикаментозная терапия

Применяются такие препараты, как:

  • «Ноотропил»,
  • «Пантогам»,
  • «Фенибут»,
  • «Нооклерин»,
  • «Церетон»,
  • «Инстенон»,
  • «Мемантин»,
  • «Церебролизин»,
  • «Кортексин»,
  • «Циннаризин»,
  • «Леводопа».

Симптоматическая терапия назначается при наличии тяжелых психотических симптомов, поведенческих расстройств и депрессии. Для этого используются:

  • «Флувоксамин»,
  • «Амитриптилин»,
  • «Феназепам»,
  • «Рисперидон»,
  • «Хлорпромазин» и противоэпилептические препараты.

Психотерапия

Не менее важна психологическая работа с родственниками. Необходимо объяснить родителям все нюансы поведения и возможные проблемы, научить их правильным методам лечения для лучшей адаптации пациента. Важно помнить, что ребенок с идиотией может стать огромным стрессом для родственников, поэтому психотерапевтическая работа с родителями является важным звеном в поддержании здорового семейного климата, очень важного для развития ребенка.

Бесплатная консультация