Олигофрения

Общие сведения

Психическое развитие ребенка - это сложный процесс, в котором последовательно формируются высшие психические функции: распознавание, речь, память, намеренные действия, чтение, письмо, внимание, мышление, счет, эмоции и поведение в целом. Детский педиатр и родители могут заподозрить нарушения психомоторного развития, которые проявляются олигофренией (ее еще называют умственной отсталостью).

Умственная отсталость - это различные наследственные состояния, врожденные или приобретенные в первые годы жизни ребенка, характеризующиеся общим умственным недоразвитием. Однако, понятие "умственная отсталость" - более широкое, чем "олигофрения", и чаще применяется в психиатрии, постепенно заменяя термин «олигофрения».

Что это за болезнь? Википедия дает следующее определение: «… врожденная или приобретенная умственная отсталость, вызванная патологией головного мозга и проявляющаяся снижением интеллекта». Олигофрения включает только врожденные и ранее приобретенные случаи умственного недоразвития, в которых преобладает интеллектуальный дефект. Олигофрения необратима. При этом недуге страдает не только интеллект, но и поведение, эмоции, воля и физическое развитие пациента. Все эти нарушения связаны с органическим поражением головного мозга. Однако характерно, что уровень недоразвития интеллекта со временем не прогрессирует, и при правильном подходе (медикаментозное лечение и коррекционная работа) олигофрен развивается, его интеллект может даже увеличиваться, и он становится социально адаптированным человеком. В зависимости от степени тяжести код умственной отсталости по МКБ-10 находится в пределах F 70-79.

Симптомы олигофрении

  • Нарушение абстрактного мышления. Наиболее характерное проявление олигофрении - нарушение, вплоть до полного отсутствия образного мышления. Мышление пациентов конкретное, ситуативное, напоминает детское периода 2-3 лет.
  • Полная умственная отсталость - охватывает, помимо интеллекта, личностные качества - память, речь, эмоциональную и двигательную сферы, волевые аспекты, способность воспринимать, концентрироваться, мышление.
  • Скудный словарный запас, предложения короткие и простые, часто безграмотные. Пациентов с легкими формами олигофрении можно научить осмысленному чтению, при тяжелых формах максимум, которого можно достичь за долгие годы обучения, - это механическое правописание без понимания смысла прочитанного.
  • Отвлеченное внимание. Олигофрены не могут долго сосредотачиваться на чем-то одном, они отвлекаются на все. Нет мотивации к систематической деятельности, инициативе.
  • Ослаблена память. Однако описаны случаи выборочного механического хранения определенных чисел, имен.
  • Задержка личного развития. Проявляется неумением ориентироваться в обычных повседневных ситуациях: покупать продукты в магазине, выбирать одежду на время и тому подобное. Незрелая личность олигофрена легко поддается внушению, некритически воспринимает свое состояние, с трудом принимает адекватные решения.
  • Задержка физического развития в зависимости от формы умственной отсталости очень значительна, взрослый пациент может соответствовать подростку 15-16 лет.

В большинстве случаев яркие, детализированные симптомы заболевания появляются только в школьном возрасте. Олигофрения у детей раннего возраста выражается в задержке умственного и речевого развития, слабости эмоциональных реакций, низком или нулевом интересе к окружающему миру, отсутствии желания и умения общаться со сверстниками, затруднениях при необходимости работы с абстрактными понятиями. В возрасте до года можно выявить только тяжелую олигофрению, остальные формы начинают проявляться позже.

Стадии олигофрении

По степени выраженности недостаточности интеллектуальных способностей по МКБ-10 выделяют:

Глубокая умственная отсталость (идиотизм)

При идиотизме когнитивные способности заметно ограничены: пациенты практически не понимают обращенную к ним речь, не узнают людей, которые за ними ухаживают (например, мать), не различают съедобное от несъедобного (они могут есть несъедобные предметы), не имеют представления о пространственных понятиях (например, о высоте: могут упасть с большой высоты), редко формируются представления о горячем, остром и т. д. (они могут получить травму, обжечься). Большинство пациентов не могут овладеть даже простейшими навыками ухода за собой (одеваться, купаться, пользоваться столовыми приборами и т.д.). Речь либо вообще не формируется (такие пациенты издают только нечленораздельные звуки), либо состоит из нескольких простых слов. Двигательные функции пациентов значительно недоразвиты, поэтому многие из них не могут самостоятельно стоять и ходить, ползают. Поведение в одних случаях характеризуется вялостью, бездеятельностью, в других - склонностью к монотонному двигательному возбуждению со стереотипными движениями (раскачивание туловищем, рукопожатие, хлопки в ладоши), а у некоторых пациентов - периодическими проявлениями агрессии и самоагрессии (могут внезапно бить, кусать других, царапаться, бить себя и т. д.). В большинстве случаев присутствуют тяжелые неврологические расстройства и соматические аномалии. Жизнь таких пациентов, нуждающихся в постоянной заботе и присмотре окружающих, определяется удовлетворением простейших жизненных потребностей. IQ (стандартизированный метод измерения интеллекта Д. Векслера) у людей с тяжелой умственной отсталостью ниже 20.

Сильная умственная отсталость (тяжелые варианты слабоумия)

Познавательная деятельность ограничена способностью формировать только самые простые идеи, абстрактное мышление, обобщения недоступны для пациентов. Пациенты осваивают только базовые навыки ухода за собой, их обучение невозможно. Лексический запас ограничен одним-двумя десятками слов, достаточными для выражения основных потребностей, выражены дефекты артикуляции. Часто присутствуют неврологические расстройства, нарушения походки. Пациенты требуют постоянного наблюдения и обслуживания. IQ этих пациентов составляет от 20 до 34 баллов.

Умеренная умственная отсталость (легкие и средние варианты слабоумия)

Эти пациенты способны формировать все более сложные идеи, чем пациенты с тяжелой умственной отсталостью. Больные осваивают навыки самообслуживания, они могут привыкнуть к простейшей работе. Их словарный запас богаче, они умеют выражаться простыми предложениями, вести простой разговор. Относительная адаптация больных с умеренной умственной отсталостью возможна только в хорошо им известных условиях, любое изменение ситуации может поставить их в затруднительное положение из-за невозможности перехода от конкретного, полученного на непосредственном опыте, от идей к обобщениям, которые позволяют перенести имеющийся опыт в новые ситуации. Пациенты не могут жить самостоятельно, им требуется постоянное руководство и присмотр. Некоторые из них могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях (например, в медицинских и трудовых лабораториях). IQ этих пациентов составляет от 35 до 49 баллов.

Легкая степень умственной отсталости

Когнитивные расстройства у этих пациентов заключаются в трудности формирования сложных понятий и обобщений, в невозможности или трудности абстрактного мышления. Их мышление в основном конкретно-описательное, их повседневный язык достаточно развит. Пациенты с легкой степенью умственной отсталости способны усваивать специальные программы, основанные на конкретно-визуальном обучении, которое выполняется в более медленном темпе, а также на умении осваивать простую работу и профессиональные навыки. Из-за относительно более высокой скорости умственного развития по сравнению с другими степенями олигофрении у пациентов с умственной отсталостью во многих случаях возможна удовлетворительная адаптация к нормальным условиям жизни. Часто такие пациенты демонстрируют хорошую практическую осведомленность («их способности превосходят их знания» - Э. Крепелин). Многие пациенты с легкой умственной отсталостью заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, продуктивно работают, имеют семью и самостоятельно ей управляют. По сравнению с другими степенями олигофрении черты личности и характер пациентов отличаются большей дифференциацией и индивидуальностью. Однако этим пациентам трудно формировать собственные суждения, но они легко принимают взгляды других, иногда попадая под нездоровое влияние других (например, они могут быть вовлечены в бредовые переживания психически больных с формированием индуцированных бредов, или стать инструментом в руках злоумышленников, которые манипулируют ими в своих интересах). IQ этих пациентов составляет от 50 до 69.

Классификация олигофрении по М.С. Певзнеру

М.С. Певзнер выделил пять форм умственной отсталости:

  • Простая. Для нее характерно широко распространенное поражение головного мозга. Нервные отростки уравновешены, в корковых анализаторах нет значительных поражений. Отсутствуют психомоторное растормаживание, импульсивные патологии, судороги. Пациент может намеренно выполнять разные виды работы. Он спокоен, дисциплинирован и нормально адаптируется к условиям спецшколы. Привязан к семье, учителям, одноклассникам. Дети с простой формой умственной отсталости в стадии слабости хорошо учатся в специализированной школе, успешно осваивают новые концепции, включенные в программу.
  • Осложняется нарушением нейродинамических процессов. Помимо умственной отсталости наблюдаются нарушения процессов торможения или возбуждения. В первом случае, когда преобладают процессы торможения, ребенок инертен и медлителен. Он плохо учится, не проявляет интереса к новому. Плохо запоминает учебный материал. Во втором случае (преобладают процессы возбуждения) пациент беспокойный, очень часто рассеянный, импульсивный. Может не обращать внимания на наблюдения взрослых, часто вызывает конфликты. Когда он делает грамотную корректирующую работу, он может неплохо адаптироваться в компании.
  • С психопатическим поведением. У ребенка резко выражено нарушение эмоционально-волевой сферы, снижается критическое отношение к себе и окружающим, плохо развиваются личностные качества. Эта степень олигофрении связана с нейроинфекциями. Обычно его диагностируют у людей, перенесших постнатальные инфекционные заболевания (например, энцефалит, менингит, менингоэнцефалит) или тяжелую черепно-мозговую травму с вовлечением подкорковых образований в воспалительный процесс. Больные с психопатическим поведением склонны к воровству, обжорству, повышенной сексуальности, странствиям. В момент привязанности они могут быть опасны для общества. Совет других всегда игнорируется. Они не принимают правил поведения. В тяжелых случаях пациентам назначают препараты.
  • Нарушение когнитивных функций. Замедлилось умственного и физического развития. Общее недоразвитие мозга обычно сочетается с нарушениями зрения, слуха, речевой системы и опорно-двигательного аппарата.
  • Тяжелая лобная недостаточность. Наблюдаются серьезные нарушения познавательной деятельности. Пациент может быть как вялым и пассивным, так и чрезмерно активным, импульсивным. В его поведении проявляются несоциальные наклонности. Степень умственной отсталости достигает уровня слабоумия. С другой стороны, увеличиваются биологические потребности. Окружающая действительность воспринимается неадекватно. Таким пациентам ничего не стыдно, они не испытывают обиды или страха.

Причины олигофрении

Интеллект - это очень тонкая умственная функция, для формирования которой требуется участие всего мозга. Различные факторы могут нарушать формирование высших функций мозга и, таким образом, запускать механизмы и звенья в патогенезе интеллектуальных расстройств. Эти патогенетические механизмы можно разделить на две группы:

Эндогенные причины

  • изменения наследственных структур (мутации) - наиболее частые причины олигофрении. Есть генетические мутации (меняется внутренняя структура генов) и хромосомные мутации (изменяется структура хромосом). К таким модификациям относятся транслокации (обмен сегментами между хромосомами),  делеции (разрыв хромосом с потерей части из них), дупликации (удвоение участка хромосомы) и инверсии (два разрыва в хромосоме с поворотом участка между ними на 180 °);

  • эндокринные заболевания и нарушения обмена веществ (например, сахарный диабет у матери или фенилкетонурия);

  • внутриутробные инфекции (как вирусные, так и бактериальные);

  • химические риски (в том числе нерациональное употребление лекарств);

  • физические факторы (ионизирующее излучение и другие).

Внешние причины

  • патология беременности и родов (в том числе гипоксическое поражение плода из-за агрессивных акушерских тактик);

  • нарушение ранней привязанности к родителям и отсутствие родительских обязанностей.

Чем раньше и сильнее будут затронуты упомянутые патогенетические факторы, тем раньше и сильнее будет нарушено развитие мозга и тем тяжелее будет степень слабоумия.

Диагностика

Как правило, симптомы выражены ярко, диагностировать задержку умственного развития у детей несложно. Если у ребенка задержка физического и психологического развития, это признаки олигофрении. На основании этого ставится диагноз.

Также для постановки диагноза врач общается с ребенком, определяет эмоциональный и душевный фон. Специалист следит за речью ребенка, отмечает, насколько быстро он отвечает на вопрос, как реагирует на общение с врачом, какие эмоции выражает. Важен словарный запас ребенка, его абстрактное мышление. Кроме того, задача врача - определить отношение ребенка к себе и окружающей среде, например, к сверстникам, взрослым.

Диагноз умственной отсталости включает в себя мысленный тест. Ребенку рассказывается пословица, метафора, предложение. Врач просит ребенка дать им объяснение, пояснить смысл услышанного. Также выполняется работа с изображениями. Специалист показывает ребенку фотографию и просит его рассказать, что он на ней видит. При этом врач контролирует не только речевую активность, но и эмоциональное состояние ребенка. Во время диагностики у ребенка проверяется память. Врач перечисляет слова или рассказывает короткий рассказ, а затем просит ребенка поразмышлять над сказанным.

Чтобы установить причину, поставить точный диагноз и назначить правильное лечение, необходимо комплексно изучить проблему. Это основная задача специалистов нашей клиники.

Пациентам назначают МРТ, что позволяет исследовать головной мозг, и делают анализы для проверки на врожденный сифилис.

Когда обратиться к врачу

При любом проявлении любого из перечисленных симптомов необходимо обратиться к неврологу или невропатологу.

Обращение к врачу зависит от того, какие дополнительные симптомы сопровождают заболевание, например, при дефектах речи рекомендуется записаться на прием к логопеду. Чтобы проверить развитие ребенка, необходимо записаться на прием к детскому психологу, который поможет разобраться в подоплеке того, какие проблемы возникают в общении со сверстниками и другими людьми.

Синдромы, схожие с олигофренией

  • Синдром Дауна - наиболее частая генетическая причина умственной отсталости. Это вызвано хромосомной аномалией: если в норме их 46, то в данном случае имеется непарная 47 хромосома. Людей с этим синдромом можно определить по аномально укороченному черепу, плоскому лицу, коротким рукам и ногам, низкому росту и маленькому рту. Они плохо обрабатывают полученную информацию и запоминают ее, у них отсутствует представление о времени и пространстве, плохо развита речь. Кроме того, такие люди хорошо вписываются в общество.

  • Синдром Мартина Белла (хрупкая Х-хромосома). Вторая по распространенности генетическая причина умственной отсталости. Его узнают по таким внешним признакам: повышенная подвижность суставов, лицо вытянуто, подбородок расширен, лоб высокий, уши большие, торчащие. Они начинают говорить поздно, но плохо говорят или вообще не говорят. Они очень застенчивы, гиперактивны, невнимательны, постоянно двигают руками и кусают их. У мужчин из этой категории когнитивный дефицит больше, чем у женщин.

  • Синдром Вильямса («лица эльфов»). Возникает из-за наследственных хромосомных перестроек, потери генов в одной из них. У пациентов очень интересная внешность: лицо узкое и длинное, глаза голубые, нос плоский, губы большие. Обычно они страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Богатый словарный запас, хорошая память, отличные музыкальные способности, навыки социального взаимодействия. Но есть проблемы с психомоторными навыками.

  • Синдром Ангельмана (счастливая кукла или Петрушка). Вызвано изменением хромосомы 15. Очень светлые глаза с характерными пятнами на радужке, голова маленькая, подбородок выдвинут вперед, рот большой, зубы редкие и длинные. Сильная задержка психомоторного развития, значительные нарушения речи, движения (нарушение равновесия, ходьба на скованных ногах). Он часто улыбается и смеется даже без причины.

  • Синдром Прадера-Вилли. Для него характерно отсутствие отцовской копии хромосомы 15 и ряд других нарушений. Низкий рост, маленькие руки и ноги, страдает компульсивным перееданием и, как следствие, ожирением. Проблемы с кратковременной памятью, плохой речью, слабой обработкой информации.

  • Синдром Лежена (кошачий плач). Очень редкое и серьезное заболевание, вызванное отсутствием короткого плеча хромосомы 5. Голова маленькая, лицо круглое, нижняя челюсть недоразвита, переносица широкая, потому что глаза расположены далеко друг от друга. Ноги скручены, руки маленькие. Гортань недоразвита, есть проблемы со зрением, в частности, косоглазие. Она часто плачет, издавая звук, похожий на мяуканье котенка. Задерживается моторное развитие, ограничена способность обращать внимание.

Помимо упомянутых синдромов, умственная отсталость может сосуществовать с церебральным параличом, глухотой и слепотой, аутистическими расстройствами, эпилепсией и другими соматическими и психическими заболеваниями.

Часто задаваемые вопросы

Передается ли олигофрения по наследству?

Да, у новорожденного высока вероятность развития олигофрении, если его биологические родители имеют аналогичный диагноз.

Можно ли полностью вылечить эту патологию?

Нет, в основном используется симптоматическая терапия.

Может ли человек с этим психическим расстройством быть опасным для общества?

Да, у него периодически бывают вспышки гнева и агрессии. В эти моменты полностью отсутствует контроль над своим поведением, это может навредить жизни и здоровью другого человека.

Несет ли пациент ответственность за свои действия?

Нет, по закону, если он признан психически больным, он не несет уголовной ответственности. Максимум - это обязательный курс лечения в условиях стационара.

Обязательно ли получение согласия пациента на госпитализацию?

Нет, это не является обязательным условием для помещения в клинику. Решение о госпитализации принимают лица, осуществляющие уход за пациентом. Заключаем с ними договор, в котором отражены все гарантии сторон.

Насколько велик риск рождения ребенка-олигофрена у родителей-алкоголиков?

Злоупотребление алкоголем и особенно алкоголизм, диагностированный обоим родителям, является наиболее частой причиной рождения детей с тяжелыми органическими поражениями центральной нервной системы. Официально установлено, что 25% олигофренов имеют родителей-алкоголиков.

Лечение олигофрении

Умственная отсталость у детей требует особого подхода к обучению. Согласно Конституции и Закону об образовании каждый имеет право на образование, независимо от диагноза. Созданы специальные школы и детские дома для умственно отсталых, а также система специального образования. Перед поступлением в дошкольное учреждение или школу ребенок проходит обследование психолого-медико-педагогической комиссией. По результатам обследования заполняется анкета дефектолога, в которой указывается его понимание языка, способность к контакту, двигательные и сенсорные навыки, мышление, и дается заключение о возможности / необходимости обучения по специальной специальности школа. Легкая форма задержки поддается коррекции, такие дети обучаются и ходят в специализированную школу. Задача обучения - научить их читать, считать, писать, а также привить рабочие навыки.

Если у ребенка умеренная олигофрения, то он не всегда может учиться, но у него есть потенциал для развития. Ребенок при систематических занятиях может освоить простую речь и элементарную работу. Если у детей тяжелая форма расстройства, они не ходят в школу, потому что их возможности обучения минимальны. Однако им нужна помощь в овладении базовым языком и умение работать. При запущенном недуге ребенку необходим специализированный уход. Дефектолог должен постоянно работать с ним и адаптироваться к окружающей действительности.

Основную роль в компенсации интеллектуальной отсталости играют:

Адекватная система обучения

Дети посещают специальные (коррекционные) учебные заведения, в которых их учат читать и писать, а также ориентироваться в бытовых условиях. Для этих школ разрабатывается адаптированная программа для умственно отсталых детей. В школах этого типа могут быть различные мастерские (столярные, кузнечные, швейные, переплетные и другие), где учащиеся получают профессию. Адаптированная образовательная программа (АОП) - это нормативный документ, на основе которого обучаются дети. AOП для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями предназначен для всех классов. Адаптированная программа разрабатывается не только для школьников, но и для дошкольных учреждений. В программу входит языковое развитие, физическая культура, рисование, лепка, эстетическое развитие, знакомство с окружающим миром. На основе адаптированной программы создается специальная индивидуальная программа развития - СИПР. Она составляется для детей с умеренной умственной отсталостью, посещающих школу, а также для детей, обучающихся на дому. Только индивидуальная программа развития ребенка с задержкой умственного развития дает возможность исправить недостатки ребенка. Индивидуальная программа развития учитывает степень умственной отсталости ребенка и составляется отдельно для каждого ребенка. 

Коррекционно-развивающая работа с психологом, логопедом и дефектологом, физическая активность

Учебный план обязательно включает корректирующую программу, которая проводится индивидуально или в небольших группах. Коррекционные занятия ведут нейропсихолог, логопед и невролог. Они нацелены на дефекты пациентов, которые можно исправить или хотя бы компенсировать.Основные направления корректирующих занятий:

  • дидактические игры, формирующие представления о форме предметов, их цвете и размере;
  • упражнения на внимание, на развитие творческих способностей и памяти;
  • пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики;
  • подвижные игры на развитие координации движений.

В процессе обучения используются корректирующие упражнения, имеющие другую направленность:

  • для развития мелкой моторики;
  • внимания и памяти;
  • развития координации;
  • отличия цвета, формы, размеров;
  • для развития функций мысли.

Как правило, больные дети инертны, пассивны и не хотят активно действовать, поэтому нужны интересующие их приемы. В работе с этими детьми игра используется как метод обучения. Корректирующие игры разнообразны, соответствующие возрасту и уровню развития ребенка. Любая игра должна быть продумана и подготовлена. У специалистов есть каталоги игр для разных уроков (письмо и говорение, по математике, уроки из окружающего мира).

У людей с умственной отсталостью недостаточно развита ловкость рук. Школьники тоже проявляют крайнюю неспособность, так как их пальцы ленивы и не держат мелкие предметы. Особенности ловкости рук у больных детей в том, что у них недоразвита кинестетическая чувствительность, дающая ощущения об объекте (его весе, размере, форме). По этой причине страдают движения при выполнении сложных задач, где необходимо просчитывать и контролировать мышечные усилия. Из-за неразвитости мелкой моторики (в основном точных движений пальцев) дети с задержкой умственного развития не могут рисовать до школы. Поэтому в работе с ними большое значение придается развитию мелкой моторики.

В качестве основы для обучения используется адаптированная программа Баряевой Л.Б., разработанная для учащихся всех классов и детей не только со средней, но и с тяжелой умственной отсталостью. Программа для детей с глубокой умственной отсталостью имеет иную направленность: им важно, прежде всего, языковое развитие. Детей учат понимать речь и следовать указаниям. Для этих детей в зависимости от класса в программу включены следующие предметы:

  • Развитие слова и окружающего мира.
  • Альтернативное чтение.
  • Математические концепции и дизайн.
  • Музыка и движение.

По каждому предмету составляется план урока, примерный вариант которого можно найти в Интернете. Разработано и издано множество учебных пособий по коррекционно-педагогической работе. Пиктограммы - это эффективный способ удовлетворить потребности в общении ребенка, который не может говорить. Это символические изображения, заменяющие слова. Пиктограммы на синем фоне изображают предметы, а на красном фоне - действия, наиболее частые в окружении ребенка. Воспитатель показывает ребенку пиктограммы и сравнивает их с реальным предметом или действием. Используя пиктограммы, вы можете строить предложения: учитель произносит предложение, а ребенок должен выбрать пиктограммы, чтобы получить произнесенное предложение. Есть несколько серий пиктограмм на темы: ребенок и мир животных, ребенок в школе, ребенок и игры и так далее.

Пиктограммы олигофрении позволяют общаться дома, в школе или детском саду. Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют различные формы языковой недостаточности: дислалия, дисфония, заикание, дислексия, дизартрия, ринолалия, дисграфия. Отмечается недоразвитие системного языка при умственной отсталости, то есть страдает язык как функциональная система. Речевые расстройства характеризуются стойкостью, трудно поддаются устранению и сохраняются до преклонного возраста. Недоразвитие системной речи в той или иной степени отражается в заключении логопеда.

С легкой степенью:

  • звуковое произношение не нарушается;
  • словарный запас ограничен;
  • ошибки в употреблении сложных предлогов;
  • не выраженная дисграфия и дислексия.

Для тяжелых форм:

  • нарушение звукового произношения;
  • ограниченный словарный запас;
  • неграмотное произношение (неверно употребляются падежи, нарушается построение предложений и согласованность прилагательных, существительных и глаголов);
  • нет связной речи.

Логопедическое обследование школьников - необходимая и важная часть работы логопеда. Для этого используются различные методики, позволяющие составить представление о нарушениях речи и разработать корректирующую программу работы. Программа логопеда направлена ​​на исправление не только нарушений речи, но также письма и чтения.

Лекарства от умственной отсталости

Медикаментозное лечение этого заболевания недостаточно эффективно, однако часто необходимо назначать симптоматическое лечение, которое включает:

  • общеукрепляющие агенты;
  • нейролептики;
  • ноотропы;
  • седативные средства;
  • при необходимости - противосудорожные, гормональные и антибактериальные препараты.

Ноотропы активируют интеллектуальные функции и повышают способность к обучению. Продолжительность их приема зависит от диагноза. Часто применяется форма «трапеция»: в начале лечения доза увеличивается, затем остается на прежнем уровне, а в конце курса снижается. Ноотропные препараты принимают утром и днем. Между курсами бывают перерывы. Среди большого количества препаратов в педиатрии наиболее часто используются гопантеновая кислота (Пантогам) и пиритинол (Энербол, Энцефабол, Пиридит). Энцефабол выпускается в таблетках и суспензиях, которые удобны для младенцев и детей младшего возраста. Энцефабол нормализует умственную и физическую активность за счет увеличения метаболизма в нейронах центральной нервной системы. Препарат улучшает внимание, когнитивные функции, память, эмоциональную сферу и умственную работоспособность.

Специфическое лечение умственной отсталости у детей проводится при врожденном токсоплазмозе, фенилкетонурии и кретинизме. При фенилкетонурии диеты с ограничением / исключением фенилаланина используются для предотвращения психических расстройств с первого месяца жизни до 12 лет, а дефицит белка восполняется за счет смесей аминокислот, не содержащих фенилаланин. Лечение токсоплазмоза следует начинать в родильном доме после подтверждения токсоплазмоза у матери и клинических проявлений у новорожденного. Назначают пириметамин с сульфадоксином и фолиевой кислотой. Препараты второго ряда - Спирамицин, Клиндамицин, Котримоксазол. Лечение кретинизма заключается в приеме L-тироксина (гормона щитовидной железы, уровень которого снижен при этом заболевании). Если лечение начать в первый месяц, ребенок нормально развивается. Если лечение будет назначено позже, существует риск умственной отсталости.

Диета

При фенилкетонурии в обязательном порядке проводится диетическая коррекция, при отсутствии которой олигофрения прогрессирует. Детям с этим заболеванием запрещено есть злаки, хлеб, курицу, яйца, молоко, арахис, орехи, сыр, белую рыбу, рис, горох, фасоль и картофель. Детям в зависимости от возраста назначают лечебные смеси аминокислот: Афенилак, Анамикс Инфант, Нутриген, ХР Максамейд, Изифен, МД мил ФКУ (0, 1, 2, 3).

Диетическая терапия при гистидинемии также является единственным методом лечения. Несоблюдение диетического питания ухудшает прогноз. Коррекцию питания при полном или частичном отсутствии фермента необходимо проводить как можно скорее. В этом случае из диеты не следует полностью исключать белок и аминокислоту гистидин. В детском возрасте необходимо давать гистидин, но его общее содержание не должно превышать нижнюю норму потребности (это 16-30 мг на кг массы тела в сутки). В рацион больных входят фрукты, безбелковый хлеб, фруктовые соки, картофельное пюре, рыба, морепродукты, овощи. Среди лекарств для всех возрастов рекомендуется смесь гистидона. При диетическом лечении уровень гистидина должен составлять 0,01-0,03 г / л.

Осложнения

Умственная отсталость может осложняться психическими и физическими расстройствами.

Психические осложнения включают другие расстройства поведения, которые чаще присоединяются к олигофрении, а именно повторяющиеся самоповреждения. Некоторые пациенты склонны к навязчивым импульсивным действиям (например, ударам головой о стену или частым переломам костей конечностей). Другие пациенты постоянно повреждают кожу (синяки), выдергивают волосы и т.д. Все эти поведенческие расстройства трудно поддаются лечению. Психологическая коррекция иногда недоступна из-за плохой способности к обучению и неспособности осознавать последствия своих действий. 

Соматическая патология может осложнять пневмонию, кожные инфекции, пролежни и другие заболевания. Риск соматических осложнений напрямую зависит от качества ухода и наблюдения за такими пациентами. При хорошем уходе люди с редкими заболеваниями могут прожить достаточно долго.

Также осложнением олигофрении можно назвать возникновение тревожных и депрессивных расстройств у лиц, ухаживающих за пациентами с редкими заболеваниями. Эти люди вынуждены постоянно находиться рядом с такими пациентами и следить за ними. Несмотря на все усилия, люди с редкими заболеваниями не выздоравливают, темп их умственного и физического прогресса очень медленный, а в какой-то момент вообще останавливается. То, чему здоровые люди могут научиться очень быстро и легко (например, навыки самообслуживания - есть с ложки, одеваться, мыться), очень сложно для пациентов с олигофренией или недостижимой «планкой». Для профилактики невротических расстройств у людей, ухаживающих за олигофрениками, необходимо владеть основами олигофренопедагогики.

Советы родителям

Мамы и папы особых детей могут получить следующие советы:

  • Конечно, услышать такой диагноз для своего ребенка - страшный удар, вызывающий негативные мысли. Возникает чувство вины, обиды на судьбу, гнев, отчаяние, меланхолию. Но вам все равно придется смириться с этим фактом, и общение с другими родителями, у которых есть похожая проблема, может стать хорошей поддержкой. Также неплохо посетить психолога.
  • Нужно четко делиться своими умениями с тем, что невозможно сделать, и, не сдаваясь, искать пути и средства решения проблем.
  • Проконсультируйтесь со специалистами. Также желательно собрать как можно больше информации из серьезных источников о задержке умственного развития, о том, как и чем можно помочь ребенку, что именно нужно делать, куда идти. Бесценен опыт семей с ребенком-олигофреном, общения с ними.
  • Откройте для себя и используйте государственные и общественные услуги для семей с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями.
  • Не думайте об ограничениях, а о способностях вашего ребенка, о том, что он может и что ему нужно, как доставить ему удовольствие. В ваших силах помочь ему стать независимым и как можно больше общаться.
  • Ни в коем случае не изолируйте своего ребенка от других людей, ни детей, ни взрослых.
  • Несмотря на то, что уровень развития вашего ребенка на определенных этапах ниже, чем у сверстников, общаться с ним нужно не как с ребенком, а по возрасту.
  • Необходимо регулярно проводить развивающие и обучающие занятия. Целью обучения является социальная адаптация, т.е ребенок должен овладеть языком, письмом и повседневной самостоятельностью.
  • Не ждите от всех ваших усилий чего-то особенного, какого-то сверхдостижения, радуйтесь малейшему прогрессу. Но и на этом не стоит останавливаться. Даже если вы понимаете своего ребенка отдельными словами, этого недостаточно для общения с другими людьми и социальной адаптации. Продолжай, не сдавайся и не потакай детской лени.

Чтобы снизить вероятность рождения умственно отсталого ребенка, беременной женщине:

  • запрещается пить, курить и принимать наркотики;
  • принимать фолиевую кислоту;
  • регулярно посещать врача;
  • придерживайтесь диеты, содержащей фрукты и овощи, цельнозерновые продукты и продукты с низким содержанием насыщенных жиров.

После рождения ребенка:

  • обследование ребенка: это выявит заболевания, которые могут вызвать умственную отсталость;
  • регулярно посещать педиатра;
  • делать все назначенные прививки по графику;
  • разрешать ему ездить на велосипеде только в шлеме и возить в автомобиле до необходимого возраста только в автокресле;
  • исключить контакт ребенка с бытовой химией и красками на свинцовой основе.
Бесплатная консультация