Мономания

Термин «мономания» указывает на психоз, проявление которого ограничивается одной психопатологической категорией (бред, привязанность, влечение и т.д.).

История термина и современное использование

Этот термин был введен французским психиатром Эскиролем, который определил мономанию как изолированное расстройство психики у людей, здоровье которых в целом было сохранено. В этом смысле доктрина мономании является наследием психиатрии. Однако некоторые ее термины остались, например, "дромомания", "клептомания", "пиромания".

Мономания - это психоз, который в основном проявляется в виде галлюцинаций или слухового бреда. В современных классификаторах DSM-5 или МКБ-10 мономания отсутствует, симптомы относят к другим диагнозам.

Мономания по Жан-Этьену Эскиролю

Филипп Пинель считал, что у некоторых психически больных людей периодически или только в определенной дисциплинарной сфере возникают нарушения в области чувств и влечений, но в остальном они могут казаться психически здоровыми.

Развивая эту идею своего учителя, Жан-Этьен Эскироль создал доктрину мономании (т. е. безумия, ограниченного «одной точкой»), которую он изложил в двухтомном эссе 1838 г.

Во втором томе этой работы автор перечислил 5 типов этих безумств:

• эротомания;
  • мономания рассуждений;
  • мономания опьянения;
  • умышленная мономания (например, пиромания);
  • мономания убийства.

Знаменитый французский психиатр Эскироль первым обнаружил, что существуют такие формы безумия, когда пациент, в большинстве ситуаций мыслит совершенно правильно и только по определенным вопросам проявляет психическое заболевание. На основании этого вывода Эскирол ввел понятие мономании в науке.

На самом деле мономания, как отдельное заболевание, не существует. Так называемая мономания служит только признаком фундаментального органического расстройства. Она всегда сопровождается другими дефектами чувств и мышления, хотя эти признаки при поверхностном наблюдении проявляются менее отчетливо.

Последние клинические наблюдения привели к открытию целой серии мономании и установлению того, что она является результатом общего расстройства организма.

Формы мономании

Психическое расстройство часто сопровождается слуховыми или визуальными галлюцинациями, бредовыми идеями. Человек может постоянно слышать один или несколько голосов, которые существуют только в его голове. Пациенты жалуются психиатру, что их беспокоит музыка из неизвестного источника, пение, скрип половиц в комнате, стук. Такие галлюцинации пугают больного, он не знает, что с ним будет дальше. Если игнорировать клиническую картину заболевания, состояние ухудшится и перейдет в хроническую форму.

Существует несколько типов бреда, характерных для мономании:

Депрессивный

Человек постоянно находится в подавленном настроении, плохо себя чувствует физически. Недоволен своей жизнью, действиями других, здоровьем. Пациент убежден, что страдает неизлечимой болезнью и скоро умрет. Иногда заболевшие говорят, что конец света наступит в ближайшем будущем, а этот мир не настоящий.

Мания преследования

Пациент убежден, что ему будет нанесен ущерб, что его имущество будет украдено и что его попытаются отравить. Обычно такие больные проявляют патологическую ревность, постоянно думают и говорят об измене партнера. Доказать обратное человеку с мономанией не удастся, только своевременное лечение поможет избавиться от подобных представлений. В противном случае близкие люди попадут под удар, что может иметь плачевный результат.

Мания величия

Пациент считает, что принадлежит к знатной семье, и в свидетельстве о рождении содержится ложная информация. Он убеждает других, что способен творить чудеса, лечить одним прикосновением руки, влиять на судьбы других людей, командовать животными и т.д. Независимо от формы заблуждения, с такими пациентами очень сложно общаться. Они не слушают никого, кроме самих себя, что приводит к окончательной изоляции от общества. Их лечение будет эффективным только в психиатрической палате.

Пиромания

Это психическое расстройство с импульсивным поведением. У человека есть необузданное психологическое желание поджога. Поджигатели буквально очарованы огнем во всех его формах. Они совершают поджоги умышленно и неоднократно. Сам процесс подготовки и наблюдение за результатами собственного дела доставляет им удовольствие. Одна из причин патологии - неправильное формирование личности. Корни этой проблемы уходят в глубокое детство, когда родители недооценивали ребенка. Поджигая все вокруг, он очень опасным образом привлекает внимание к себе. Эти люди часто без причины сжигают припаркованные машины на заднем дворе. Они долго прячутся, потому что их сложно вычислить.

Клептомания

Это психическое расстройство, являющееся формой мономании. Для него характерна патологическая потребность воровать. Кража вещей осуществляется под воздействием импульса. Они не имеют ценности для пациента, клептоман не ставит перед собой цель обогащения. Прежде чем наступает время кражи, у пациента возникает сильное возбуждение и ощущение своего величия. Сразу после совершения кражи наступает чувство полного удовлетворения, которое через время сменяется чувством стыда и вины. Клептоманы часто страдают от совершаемых ими действий, но не могут остановить присущее им желание.

Дромомания

Это форма мании, сопровождающаяся непреодолимой психологической потребностью сменить место жительства. Пациент старается выйти из дома или куда-нибудь уехать, не объясняя близким причины своего поступка. У пациентов нет четко разработанного пути путешествия, определенной цели, они не осознают последствий.

В группу риска по этому заболеванию входят подростки, которые пытаются доказать окружающим свою значимость. Ситуация усугубляется конфликтами в семье, чрезмерными физическими и умственными нагрузками. Увлечение компьютерными играми вызывает нарушение границ между фантазией и реальностью. Дромомания также может быть вызвана сильным стрессом, обсессивно-компульсивным расстройством, эпилепсией или шизофренией.

Где лечат мономанию

Вы можете эффективно лечить мономанию в нашем медицинском центре. Специалисты клиники уже много лет занимаются лечением психических заболеваний. В центре созданы необходимые условия для комфортного приема пациентов. Больные находятся под круглосуточным наблюдением ответственного персонала.

Другие причины обратиться к нам за помощью:

• высококвалифицированные специалисты;
  • благоприятный прогноз на улучшение состояния пациента;
  • прогрессивные методы лечения мономании;
  • абсолютная конфиденциальность;
  • доступность услуг психиатров и психологов;
  • уважение прав человека;
  • вежливое отношение к пациентам;
  • проверенная медикаментозная терапия.

Обращайтесь, не оставляйте себя наедине с проблемой, со временем ситуация только усугубляется, но мы готовы помочь вам даже в запущенных случаях!